tavistok: (Default)
[personal profile] tavistok
Необыкновенно интересный текст.
Особенно главка про самаритянина.

"Мы даже не можем себе представить, настолько быстро и резко ситуация может изменить нашу личность".

(одно время хотела заниматься примерно этим. ну и плюс кто ж не видел фильм "эксперимент")

Date: 2008-02-17 12:33 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_toki_/
я не видела эксперимент
а чем - этим? социальной психологией?

Date: 2008-02-17 12:36 am (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
сначала в посте я написала "я видела фильм эксп.", потом решила - да ну что такое, кто ж его не видел, и переправила))

+ да, соц.психологией
собственно, у меня такое ощущение, что я все равно ей занимаюсь

Date: 2008-02-17 12:37 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_toki_/
у меня почему-то все эти опыты какое-то сомнение вызывают
и протест

Date: 2008-02-17 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
спорная вещь, понятное дело
у меня тоже
но про механизмы, которые действуют внутри, все равно думаешь и пытаешься анализировать, хочешь-не хочешь

Date: 2008-02-17 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_toki_/
это да...
но у меня ощущение подспудно остается, что человека пытаются низвести на уровень более примитивный, чем есть. вывести какие-то абсолютные работающие формулы

я на психологии всегда спорила с преподавателем :)

Date: 2008-02-17 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
так нет абсолютных формул, в этом все и дело
мне кажется, как раз наша уверенность в том, что все незыблемо и в том, что "вот люди есть хорошие, а вот плохие, и я бы так, как он-плохой - никогда не поступил!"
то есть, терпимости больше, что ли

Date: 2008-02-17 12:50 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_toki_/
а, в этом смысле совершенно согласна

Date: 2008-02-17 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
не дописала слово - убирается уверенность, в смысле

Date: 2008-02-17 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] ksi-iks.livejournal.com
здорово :) спасибо за ссылку: я этим никогда не интерсовалась и было очень любопытно почитать.
меня всегда тошнит от манипулятивных технологий людей, но я давно заметила одну вещь: сама жизнь ВСЕГДА тебя ставит сначала на одну сторону "баррикад", а затем на другую. ВСЕГДА. ты очень часто ты ведешь себя потом так, за что порицал другого.

Date: 2008-02-17 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] ksi-iks.livejournal.com
да, и хотела добавить, что я не видела фильм "Эксперимент" :)

Date: 2008-02-18 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
по своему опыту - абсолютно согласна, кси. всегда.

Date: 2008-02-17 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] tekillah.livejournal.com
о, спасибо за ссылку!
интересная подборка

Date: 2008-02-17 08:44 am (UTC)
From: [identity profile] verbalizethis.livejournal.com
Интересно.Спасибо!

Date: 2008-02-17 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] chenikh.livejournal.com
хороший текст, да. про опыт милгрэма я в свое время узнала из худ. книжки ("Джин Грин - неприкасаемый" - не читала? отличнейшая), "эксперимент", ясное дело, смотрела и вообще меня тема очень занимает уже давно. причем немалой частью в этих самых теоретизированиях (што вполне естесственно, я полагаю %)). все это, кстати, здорово ставит мозги на место, даже когда и не вспоминаешь. хотя мне повезло, у меня еще и воспитание в этом смысле очень хорошее (пою осанну маме).

Date: 2008-02-18 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
во! хоть кто-то смотрел этот злосчастный эксперимент)
мозги на место ставит, вот-вот. в фоновом режиме.
теперь мне интересно про воспитание)

Re: Reply to your comment...

Date: 2008-02-18 08:16 am (UTC)
From: [identity profile] chenikh.livejournal.com
про мое воспитание? выйдет, что хвастаюсь, поди. %)
ну, скажем так, мама научила меня думать и сомневаться. собственным примером научила, не словами. так что я не боюсь быть белой вороной, плевать на авторитетов и спорить с большинством. тут, правда, я делаю небольшой "припуск" на то, что я и вне семьи набиралась разного. и честно признаюсь, что в тот или иной момент мне может быть выгодно плыть по течению (но, скорее, просто лень сопротивляться) и вести я себя буду как вполне среднестатистический участник эксперимента.
тем не менее.

ситуация с семинаристами - как раз главный результат маминого воспитания. я не большой любитель людей, не обладаю навыками первой помощи, тем не менее, не уйду, пока не удостоверюсь, что дело под контролем. почти стопроцентно уверена - плавали и неоднократно.

а вот в зимбардовском эксперименте я, как пить дать, очень быстро заскучаю (не особо люблю ролевые игры) и явлю одно из своих любимых амплуа - саботажник в качестве тюремщика, бунтовщик в качестве заключенного - т.е. меня или уволят или прибьют при попытке разнести стены тюрьмы %) правда, не факт, что так будет в _реальной_ жизни, когда шкурку придется беречь по-настоящему. тут все-таки, пока не попробуешь, не узнаешь.

что до милгрэма, то меня всегда интересовал один вопрос - почему в статистике эксперимента не учитывались (или я не видела? или это было невозможно?) люди, которые _отказались от участия сразу_ - как только узнали, что им предстоит "воспитывать" человека током?

Re: Reply to your comment...

Date: 2008-02-19 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
опа, а комментарии-то ходят через пень-колоду
только увидела!

познавательно, ничего не скажешь
странное дело - я вообще не могу вспомнить что-нибудь про свое воспитание, именно вот с разговорами
и про религиозное в том числе
но ведь не могло же его не быть

Re: Reply to your comment...

Date: 2008-02-19 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] chenikh.livejournal.com
такие вещи, они не разговорами все-таки, нет.
я не сосчитаю, сколько раз мы с мамой "подбирали" людей на улице, я их всех и не помню даже, разумеется. но вот первого - очень хорошо. спешили же куда-то тоже, жарко еще было, а дядька с кровью из-под головы прямо посреди улицы... я караулила, мама телефон искала (еще в советские годы было, мне лет 7, наверное), потом "скорую" ждали. и единственное, что мама сказала тогда: "видишь, человека?" - мимо мужик прошел, даже не оглянулся на нашего "подопечного" - "видишь? этот человек - врач"... мама в мединституте работала, а я там в кресле выросла и клятву гиппократа, что на стене висела, наизусть знала уже. так что объяснять даже нечего было.

и вот так каждый раз - мы (а потом и я одна) никогда не уходили. и плевать, что, может, пьяный - откуда мне знать, я-то не врач, я даже на труп в свое время "скорую" вызывала - мало ли.

ну, и со всем остальным как-то также. почему я не боюсь быть белой вороной... а я помню, как мама стояла против всего института - влюбившись в студента своего (студента! младше! иностранца!! 91-й год), это, знаешь, не размеры линий сопоставлять.

и еще важное вот: весь мир может быть против тебя, и даже ты можешь быть неправ по факту, но если ты знаешь, что прав, и если ты знаешь, что у тебя есть тыл... тебе в этом тылу могут накостылять потом, но тебя ни за что не сдадут.

ну, расписалась-расхвасталась... %)

Re: Reply to your comment...

Date: 2008-02-19 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] tavistok.livejournal.com
охохо.
у меня не было такого вовсе.
я по-хорошему рада за тебя, правда. не завидую, нет, каждому свое и это нормально.
но - рада.

Date: 2008-03-27 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ksi-iks.livejournal.com
случилась удивительная вещь, я случайно открыла нечитанную мною книжку Фромма "Антология человеческой деструктивности" и стразу попала на его анализ эксперимента с тюрьмой, а перед ним у него анализируется эксперимент с наказанием током. так вот в Репортере как-то сильно в "черную" передернуты цифры итоговых показателей. более того, Фромм сам пишет, что даже та статистика, которую публиковали авторы по его мнению очень приблизительная и выборка не была сделана четко. в очередной раз убеждаюсь, что люди, которые пишут "серьезные статьи", больше хотят чтобы слушали именно их, чем пытаются разобраться в ситуации. грустно :(
Page generated Jun. 17th, 2025 06:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios